великие луки




Агентство недвижимости «Фонд Недвижимости» в городе Великие Луки!
  • Мы специализируемся на покупке, продаже и обмене квартир и комнат в городе Великие Луки.
  • Оказываем услуги срочного выкупа (поможем быстро продать квартиру или комнату).
  • Работаем с загородной недвижимостью (земельные участки и тд).
  • Заходите к нам на сайт агентства недвижимости в городе Великие Луки.
  • На нем представлена актуальная информация, в том числе свежие прайс-листы c реальной стоимостью.


  • ( 3867 дней 12 часов назад ) Псковская Лента Новостей

    За «грандиозным» празднованием 1110-летия первого упоминания Пскова в летописи мы в этом году не заметили еще один маленький юбилей: 10 лет назад впервые громко зазвучали предложения о музеефикации Покровской башни. Хотите музей? Делайте! Напомним, что 2003-й год был выборным: страна выбирала депутатов Государственной Думы - четвертого уже созыва. В Псковской области одним из фаворитов предвыборной гонки был действующий думский депутат Михаил Кузнецов. И надо отдать ему должное: за победу он дрался на всех фронтах, не исключая культурного. И летом юбилейного для Пскова 2003 года было заявлено о создании Фонда восстановления Покровской башни. Главное, что надо было восстанавливать - это деревянный шатер башни, который сгорел 24 апреля 1995 года. В остальном Покровка была в относительном порядке. Что не удивительно: реставрация Покровского комплекса (с 1955 по 1962 годы) не просто так была признана лучшей научной реставрацией в Советском Союзе. Автором проекта был один из титанов псковской реставрации Всеволод Смирнов. Вот он в буквальном смысле восстанавливал башню, которую Пётр I, готовившийся к Северной войне, засыпал грунтом, сделав частью Покровского бастиона. Сейчас можно лишь предполагать, сколько усилий ушло только на расчистку этого уникального образца псковского оборонного зодчества. Но когда мы говорим о реставрации Покровки, то вспоминаем, прежде всего, работы по возведению деревянного шатра. Всеволод Смирнов Не будет преувеличением сказать, что Всеволод Петрович возводил его лично: от поиска технического решения (рубка шатра «в реж») и выбора дерева до участия в плотницких работах. Он же выковал покровский прапор (как и другие кованые флажки на псковских башнях). Но уже накануне пожара 1995 года состояние шатра можно было назвать катастрофическим: за его реставрацию было брались, но в середине 90-х в стране надолго кончились деньги. Во всяком случае, для памятников. К выборно-юбилейному 2003-му году башня отстояла обезглавленной уже 8 лет. И в этом Фонд восстановления Покровской башни ей тогда не помог. 300 тысяч рублей, которые были перечислены Михаилом Кузнецовым на расчетный счет управления культуры, пошли на работы по отводу сточных вод и некоторые консервационные мероприятия. Понятно, что на этом фоне можно было выступать с какими угодно предложениями по музеефикации башни. Думается, это отлично понимал мэр Пскова Михаил Хоронен, летом 2003-го года обратившийся с письмом к председателю областного комитета по культуре Александру Голышеву. В письме мэр просил поддержать идею по созданию в Покровской башне музея – то ли обороны Пскова, то ли мужества. Александр Голышев от всех этих благих намерений на фоне выборов пришел в некоторое раздражение. И публично заявил, что бесконечно рад городской инициативе создания музея, но у области денег на такое роскошество нет. Хочет город создать муниципальный музей – пусть берет в аренду памятник федерального значения и создает. Только на это 100 млн рублей нужно. Вообще, когда в кругу государственных чиновников заходила речь о восстановлении Покровки, то счет шел на сотни миллионов рублей… Эти цифры всегда вызывали, мягко говоря, недоумение у Заслуженного деятеля искусств РФ, председателя российской Ассоциации реставраторов, художника-реставратора высшей категории Саввы Васильевича Ямщикова. Он заверял всех заинтересованных лиц, что «немножко знает», сколько могут стоить такие работы ( в частности восстановление кровли) и приходил в ужас от называемой уже в 2007-м году цифры в 250 млн рублей. Развитие событий показало, что восстановление шатра действительно обошлось в сумму, многократно меньшую (из областного бюджета было выделено 23 миллиона рублей). Покровская башня. Еще без шатра Но до «радости у Покрова» оставалось целых три года. И никто (никто!) не верил, что она в принципе возможна… И если начинали обсуждать гипотетический музей в Покровке, то как-то пунктирно: а вот можно было бы там экспонировать репродукции картины Карла Брюллова «Осада Пскова королём Стефаном Баторием в 1581 году» (работа, правда, осталась незавершенной и сам художник был ею не доволен) и картины Яна Матейко «Баторий под Псковом» (весьма далекой от исторической истины)… Можно было бы образцы оружия демонстрировать… А заканчивалось всё выводом: да не важно, что там будет! Какой музей без шатра над башней? «Визитка» застройщика Следующий виток пристального внимания к Покровской башне случился в 2006-м году. Год, к слову, был юбилейный: исполнялось 425 лет героической обороне Пскова от Стефана Батория, самые важные события которой произошли именно у Покровской башни. Но не юбилейные мероприятия привлекли внимание к памятнику (да и не было никаких торжеств по этому случаю), а проект нового дома ступенчатой этажности от 7 до 9 этажей на площади Героев-десантников – то есть в зоне регулируемой застройки, где высотность возводимых зданий не должна превышать пяти этажей. Два года реставраторы, архитекторы, искусствоведы, историки, писатели боролись против очередного унижения обезглавленной Покровки. Безрезультатно: дом, который его проектировщики упорно прочили в «визитную карточку Пскова», был построен, навсегда став нахальным фоном для памятника XVI века… Будущее Покровской башни виделось всё более мрачно. Хотя в 2008-м году заговорили о передаче башни в аренду какому-нибудь богатому инвестору, даже назывались имена. Точнее одно имя – Виктор Батурин. Брат жены московского мэра Юрия Лужкова, конечно, вряд ли бы озадачился проблемой музеефикации башни. Культурные чиновники пытались успокоить общественность заверениями в том, что, мол, никаких общепитов в месте, где являлась Богородица, не будет. Но псковичи совсем не верили, и когда имена возможных арендаторов развеялись в предкризисной атмосфере, все вздохнули с облегчением. «Крышесносный» вопрос Нынешний губернатор Андрей Турчак любит вспоминать напутствие, данное ему Саввой Ямщиковым: «Восстановишь Покровку - восстановиться Псковская область». Действительно, восстановление шатра Покровской башни стало одним из самых духоподъемных событий последних лет. Хотя и сопровождалось некоторыми тревогами, благодаря участию в деле тогдашнего заместителя Андрея Турчака - Германа Елянюшкина. Тот в ходе обсуждений мягко предупреждал общественность, чтобы на многое не надеялись: о восстановлении деревянной кровли речь не идет, сделают что-то внешне аутентичное из легких современных огнеупорных материалов. Про современность и огнеупорность предложения звучали и раньше, когда в Псковской области мало кто знал фамилию Турчака. Савва Ямщиков такие предложения комментировал со свойственной ему «кротостью»: «Если город не может уследить, чтобы не сожгли деревянное покрытие, то этот город надо уничтожать!». Но в 2009-м году к теме почему-то вернулись: например, архитектор Юрий Ширяев рассказывал, что вполне можно было бы сделать своевременную, легкую, быстро возводимую конструкцию, которая «повторяла бы геометрию и внешний вид» шатра. Это ведь еще и дешево! А как станет с деньгами полегче, так эту крышу легко будет снести. Юрий Ширяев отмечал, что крыши псковских башен и делались так, чтобы их можно было сносить при всяком чрезвычайном случае: пожар, штурм – мало ли… А Саввы Васильевича уже в живых не было. В 2011-м здесь будет музей! Но в начале 2010 года Елянюшкин ушел в отставку с поста вице-губернатора, сам губернатор, еще не привычный к умению псковских газет как следует обсудить проблему, заявил, что о решении крыть Покровку чем-то там современным могут писать только маразматики (хотя первой об этом начала писать его пресс-служба, цитировавшая Елянюшкина). В общем, все заявления своего ушедшего «вице» Андрей Турчак дезавуировал. В середине мая 2010 года началось восстановление шатра Покровки. Занималась ими строительная компания «ПГС-II» из Санкт-Петербурга (генеральный директор Николай Панарин). Начальником стройки стал Егор Сёмочкин – это сбывшаяся рекомендация покойного Саввы Васильевича. Прапор (металлический флажок), установленный на верхушке башни, выковал кузнец, сын знаменитого архитектора и реставратора Всеволода Петровича Смирнова 7 декабря 2010 года работы по восстановлению шатра были завершены. И это была настоящая радость у Покрова. В тот же день и губернатор, и и.о. председателя комитета по культуре Александр Голышев в один голос заявляли: завершен лишь первый этап работ! Вторым должна стать музеефикация. Александр Иванович тогда даже выразил скромную надежду, что в 2011 году (на дворе, еще раз обратим внимание, был конец 2010 года) в башне уже будет музей – ведь следующий год юбилейный, 430 лет победе псковичей в битве со Стефаном Баторием. Губернатор Андрей Турчак (слева) и глава областного комитета по культуре Александр Голышев Не одобрили За музеефикацию на этот раз взялись с места в карьер. Уже 23 декабря 2010 года «члены Общественного совета по культуре под председательством губернатора Псковской области Андрея Турчака поддержали идею музеефикации Покровской башни и создания в ней музея боевой славы». Сам Андрей Турчак заявлял, что работы начнут уже в 2011 году и к 2012 году музей там будет. Для финансирования проекта планировалось привлечь Министерство культуры РФ и Всемирный банк развития и реконструкции. Цитируем официальный пресс-релиз: «Один из возможных вариантов музеефикации башни участникам Общественного совета по культурному наследию представил директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселев. По задумке специалистов музея, на четырех ярусах башни могут разместиться экспозиции, повествующие о трех осадах Пскова: осаде войском польского короля Стефана Батория в 1581 году, шведской армией короля Густава Адольфа в 1615 году и несостоявшейся осаде города во время Северной войны 1700-1721 годах. Также, по мнению директора Псковского музея-заповедника, в башне должна быть экспозиция, рассказывающая о ее фортификационных особенностях и истории реставраций». Единодушного одобрения «задумки специалистов» на Совете не получили. Многих смущала какая-то невероятная спешка, заместитель председателя псковского отделения ВООПИиК Лев Шлосберг заявил, что не представляет, как можно говорить о теплоснабжении, водоснабжении и канализации применительно к Покровке. Да и о какой-то общей концепции музеефикации Покровского комплекса речи не было, только о самой башне. Но еще одна причина «неодобрения» наверняка крылась и в том, что всем хотелось невероятного, современного, достойного стольких лет ожидания проекта. Мечта о восхождении И невероятные проекты музеефикации были представлены в июне 2011 года. На очередном заседании Общественного совета по культуре один из восстановителей покровского шатра – руководитель «ПГС-II» Николай Панарин показал четыре варианта своего видения будущего музея. Видения, скорее, технологического: о содержании музейных экспозиций говорить было рано. Четыре варианта музеефикации Покровской башни от «ПГС-II»: 1 – «Покровский бой», 2 – «Псковская жемчужина», 3 – «Башня-восхождение» и 4 – «Башня в башне» Каждый вариант был по-своему хорош. У проектов даже были гордые имена: «Покровский бой», «Покровская жемчужина», «Башня в башне» и «Башня-Восхождение». Да, музейные варианты были скромнее… Хотя «Покровский бой» тоже вписывался в привычную псковичам музейную традицию. И он точно был самый дешевый: специалисты «ПГС-II» попытались воссоздать пространство башни времен осады Пскова Стефаном Баторием – примерно три яруса с лестничными ходами, маршами, подходами к бойницам. Само помещение оставалось холодным (то есть в инженерном смысле действительно получалось дешевле). «Жемчужный» вариант с внешними и внутренними пандусами мало кому понравился, хотя эта более современная технология и упрощала осмотр памятника. А вот «Башня в башне» многих даже восхитила: легкие, прозрачные конструкции для музейных экспозиций в обрамлении ходов и галерей, с которых можно осматривать стены. Предусмотрен был и лифтовый подъем, и специальное верхнее помещение, что-то вроде конференц-зала – для семинаров, лекций, заседаний, что, конечно, предполагает отопление. А нижняя часть башни, где можно было бы показывать древнее основание башни (пока не раскрытое археологами), оставалась холодной. «Башня-Восхождение» - вариант очень похожий. Тоже есть лифт, есть «этажи» для музейных экспозиций. И тоже понравился многим самым взыскательным представителям профессионального сообщества и общественности. Правда, в воздухе витало: «Мечты, мечты»… Местные архитекторы смотрели на вещи реалистичнее. Владимир Шуляковский, например, предлагал поменьше вмешиваться в пространство башни, сосредоточившись на аудио- и визуальном сопровождении экскурсий: с проекцией на стены текстов, фильмов… Поддержавшая его архитектор Галина Гофман была категорически против застраивания внутреннего объёма башни фактически новым объектом – из стекла и металла. Какие-то невероятные итальянцы… Впрочем, очередного конфликта проектов не получилось. Предложения Панарина, которые он разрабатывал на чистом энтузиазме, просто канули в лету. Но «мечты, мечты, где ваша сладость»? На дворе-то уже 2013-й год? Сладость остается пока черпать вот в этом официальном сообщении, которое прошло не то, чтобы незамеченным, но… 12 марта 2013 года в государственном комитете Псковской области по культуре прошло рабочее совещание по вопросу проектирования реставрационных работ «Покровской башни» и «Музейного квартала». В нем участвовали представители проектировщика по контракту от консорциума - архитектора-реставратора Мартушелли Марко Мария и инженера Валли Марко, представители заказчика от Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга, консультанты от Всемирного банка реконструкции и развития, а также пользователь объектов культурного наследия - Псковский музей-заповедник. Тут необходимо напомнить, что в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Всемирным банком в рамках проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России» Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга провел конкурс «на разработку научно-проектной документации и технической части предквалификационной и тендерной документации по реставрации объектов культурного наследия Псковской области». Победителем был признан консорциум в составе Planarch S.r.l. и TECNIC Consulting Engineers S.p.A (Италия), субконсультант - ООО «Симстройсервис» (Россия). Контракт подписан 28 февраля 2013 года. С 1 марта 2013 года консорциум приступил к работе. В марте 2014 года разработка проекта должна быть завершена. А сама музеефикация может продолжаться до 2017 года. То есть не о каких юбилейных привязках (435-летию героической обороны Пскова от Стефана Батория, например) речь уже не идет, разве что о столетии Октябрьской революции. В общих чертах «Не говорите мне о юбилейных датах вообще! То, что мы оставили спешку в вопросе музеефикации Покровской башни, является только плюсом, даже если речь идет о 2017-м годе», - говорит директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселев. Напомним, что в 2011 году башня была передана в ведение музея. И именно музей, по словам Юрия Николаевича, должен быть «диктатором» для исполнителя проектных и прочих работ, о содержании которых говорить по давней традиции рано. Впрочем, сам Юрий Киселев уверен, что работы по исследованию и музеефикации всего Покровского комплекса хватит не только ему, но и его последователям на посту директора музея. «Вы же понимаете, что даже если говорить только о башне – это грандиозное сооружение! А ведь пока археологи не раскрыли основание той самой башни, участницы событий 1581 года… Но археологические находки должны стать важной частью экспозиции. В любом случае, при музеефикации Покровской башни хотелось бы сделать упор на медиатехнологии. Возможно, там будут и маленькие зоны экспонирования, их даже можно сделать локально отапливаемыми, современные технологии это позволяют. Но главное – мы обязаны воссоздать интерьер башни времен осады Пскова Баторием», - так в общих чертах обрисовал покровские перспективы Юрий Киселев. Ну, в общих так в общих. Нам не привыкать, тем более, что главное по отношению к Покровке всё же сделано. А музея в ней самой никогда не было: в советские времена экспозиция располагалась рядом - в церкви Покрова и Рождества Богородицы. Как пояснила нам председатель псковского отделения Всероссийского общества охраны памятников Ирина Голубева, это не была какая-то принципиальная позиция реставратора. Такова тогда была государственная политика: объект реставрировался, но чаще всего не музеефицировался. «Приспособить» могли: есть немало примеров, когда отреставрированные церкви отдавали под склады. Экстерьер-то сохранили, любознательному экскурсанту для представления о памятнике и эпохе должно быть достаточно. Пока в Пскове обсуждают вопросы музеефикации, в новом шатре Покровской башни уже образовались щели. Снимок лета 2013 года Покровка же после смирновской реставрации была явлением самодостаточным, способным потрясти не только туриста, но и не в первый раз зашедшего в неё псковича: и конструкцией шатра, и высотой, и лучами света из бойниц в таинственном сумраке. Поэтому-то сегодняшнее отсутствие спешки и вселяет некоторый оптимизм: авось сама башня от музеефикации не пострадает. Если бы не одно «но». Недавно в Пскове на научно-методическом совете обсуждали промежуточные итоги работы итальянских специалистов по Музейному кварталу и Покровской башне… По свидетельству некоторых его участников, совет вышел крайне нервный, если не сказать скандальный. До обсуждения Покровской башне дело не дошло, псковским специалистам хватило обсуждения инженерно-технической части проекта Музейного квартала, которая была представлена в полном отрыве от архитектурной части. Визуального материала не было представлено вообще. В ходе встречи возникали даже трудности перевода: итальянской стороне, представленной 1 лицом, переводили содержание встречи на английский, которым это лицо не очень уверенно владеет. От чего общее взаимопонимание, конечно, оказалось на страшной высоте. Директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселев о том научно-методическом совете нам ничего не рассказал. Заметил лишь, что не мог на нем присутствовать, а присутствовавший заместитель сейчас находится в Москве. И что в любом случае, проекты музеефикации Покровской башни и Музейного квартала еще будут широко обсуждаться… Не хочется лишний раз кивать на набережную Великой, но именно на этом примере псковичи убедились – с каким успехом можно «обсуждать проект» с его разработчиком. И если уж сибиряки не захотели понять псковичей, то каковы перспективы итало-псковского диалога? Стремительно наступающее будущее покажет… Елена Ширяева